Быстрые контакты
СТОрегион.РФ

Единая справочная служба +7(916) 030 77 81

Перевозчики

Тип статьи:
Авторская
Источник:

Экспедитор или перевозчик?

IMG_1608_ed.jpgНа форуме Клерк.Ру был задан вопрос «Можно ли в графе «Перевозчик» указывать экспедитора и ставить его печать, а не конечного перевозчика?». Дискуссия, развернувшаяся после ответа на заданный вопрос попала в раздел «Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 8 по 14 апреля 2013 года» (по версии поратала Клерк.Ру). Публикуем данный материал полностью, полагая, что эта информация может быть интересна в первую очередь пользователям «АвтоТрансИнфо» и читателям «АТИ-Медиа».

«Можно ли в графе «Перевозчик» указывать экспедитора и ставить его печать, а не конечного перевозчика?» — спрашиваетKsu78.

«Писать-то можно, только в случае потери груза с табуретки взять вам будет нечего, — отвечает Шаляпин Андрей. — В случае встречной проверки придут с вашими товарными накладными (ТН) к «экспедитору», а у него никаких машин на балансе — и почикают вам вычеты НДС. Плюс штрафы за весь период».

«Если ТН выписывает грузоотправитель, то для него перевозчик тот, кому он платит за транспортные услуги. Он его и вписывает, — пишет Ksu78. — А какой НДС снимут? И штрафы за что?».

«Перевозчик — тот, кто владеет транспортным средством, — напоминает Шаляпин Андрей. — Грузоотправитель платит ООО «Табуретка», вписывает его как Перевозчика, приезжает авто, а там владелец ИП ИВАНОВ, и что дальше?

НДС снимут тот, которым расходами на перевозку уменьшаете налогооблагаемую базу, ну и штрафы за недоплаченный НДС».

«А если «экспедитор» покажет акты и ТН от того, кого он сам нанял, чтобы «перепродать» услуги, то все равно снимут НДС?» — уточняет Аноним.

«Если еще заключит с вами договор транспортной экспедиции, покажет поручение экспедитору и вручит вам экспедиторскую расписку, то ничего не снимут», — отвечает Шаляпин Андрей.

«Ну и что, что нет машин на балансе! – не соглашается «CN». — Он же экспедитор, а не перевозчик. В договоре с заказчиком написано «Организовать доставку», есть договор с перевозчиком, у которого есть машины на балансе — в чем проблема?».

«Подписывая товарную накладную, лицо заключает договор перевозки, и спрос будет именно по этому договору, — настаивает Шаляпин Андрей. — А раз у «перевозчика» на балансе только табуретка, то договор перевозки признают фиктивной сделкой со всеми вытекающими».

«Если бы было все так страшно, как у вас, то никто бы не заключал договоры транспортной экспедиции», — выражает недовольство БухДмитриевна.

«Причем тут договор транспортной экспедиции, если речь идет о договоре перевозки?» — недоумеваетШаляпин Андрей.

«Так автор темы речь как будто ведет об экспедиторе», — считает БухДмитриевна.

«Автор темы ведет разговор о транспортной накладной (ТН), — напоминает Шаляпин Андрей, — а это однозначно договор перевозки, как бы при этом он не называл табуретку перевозчиком ли или экспедитором.

ТН — договор перевозки. Точка.

Даже если при этом у автора будет подписан с табуреткой консенсуальный договор транспортной экспедиции, это не поможет, потому как перевозка и экспедиция это разные статьи ГК, разные прочие законы, разный документооборот».

«А у нас так и ведется, — признается Аноним. — Машин нет, нанимаем третью фирму. Иногда договора даже нет, кому-то договор транспортной экспедиции подписываем, кому-то перевозки. Выписываем акт на оказание транспортных услуг и прикладываем ТН. Себя указываем «перевозчиком». Сами же по факту нанимаем другую контору, бывает, что и те, кого мы наняли, лишь посредники… Учет ведем, используя счет 20.

Знаю, что оформляем неверно с точки зрения ГК, но спрашивали у похожих фирм, они говорят, что тоже так делают, и проверки были, проблем не возникло. Вся загвоздка в том, что не хотим показывать Заказчику, кого мы наняли.

По Вашему, это однозначно снятие вычетов?».

«Таких, как вы, легион, — пишет Шаляпин Андрей. — Груз пропал/сгорел/украли. Грузоотправитель идет в суд и получает вместо 5 000 000 за груз только табуретку, «Перевозчик» идет плакать на форумы: «как так, мы же не принимали груз, только находим машины, почему мы должны платить, помогите!!!».

«Между грузоотправителем и экспедитором (или перевозчиком) должен быть договор на организацию перевозки (перевозку) груза, — напоминает «CN». — По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются: перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг; порядок оказания экспедиционных услуг (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Непосредственно экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Т.о., транспортная накладная даже не предусмотрена в перечне обязательных документов. Хотя, конечно же, налоговой захочется ее увидеть. В этом случае, я думаю, экспедитор не откажется сделать копию для вас. Но в это ТН (я считаю) должны быть печати-подписи всех перевозчиков, либо их должно быть несколько (ТН-ок).

Если договор заключен непосредственно с перевозчиком, то согласно п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Экспедитор вполне может заключить договор экспедирования, а не договор перевозки. Это две разные главы в ГК. Смысл ТН состоит как раз в том, чтобы перевозчик отвечал за груз, который ему вверяется».

«Нельзя, подписывая за «Перевозчика „транспортную накладную по форме приложения №4 “правил перевозок грузов» заключить договор экспедирования, — повторяет Шаляпин Андрей. — Подписанием этого документа заключается договор ПЕРЕВОЗКИ».

«Заключен договор транспортной экспедиции, — рассказывает Аноним. — Фактически используем и наши машины и наемные. При перевозке составляем ТН. Перевозчиком указана наша фирма.

Если мы возим своей машиной, мы «перевозчик», но договор должен быть именно перевозки, а у нас транспортная экспедиция? Чем нам грозит неверное составление договора в данном случае?

Если возим чужой машиной, то тут как раз транспортная экспедиция, но указывать в ТН в «графе перевозчик» должны того, кого мы наняли, и тогда риски по ущербу ложатся на него? (Только Заказчику, наверно, это не понравится, договор-то с нами, причем тут ИП Пупкин?) А если укажем себя, то мы подписываемся как ответственные за ущерб?».

«Для начала — для чего вам при заключенном договоре транспортной экспедиции (ТЭ), при использовании собственного транспорта нужна ТН? – недоумевает Шаляпин Андрей. — Клиент требует накладную для подтверждения факта доставки?

Во втором случае в ТН перевозчиком указываете ИП, а Грузоотправителем себя».

«А где тогда будет фактический грузоотправитель? – не понимает Аноним. — И вообще, это наводит совсем другой порядок составления документов. Я очень сильно сомневаюсь, что наши фактические грузоотправители-грузополучатели будут рады данному (правильному, конечно же) варианту.

Если грузится машина в другом городе, где с нашей стороны только водитель, он же не сможет документы выписывать. А просить грузоотправителя делать доп. комплект тоже не получится.

Я суть правильно уловила?

Если правильно, то у нас так: либо как-то заморачиваться с этим документооборотом и в случае убытков по грузу, грузополучатель должен спросить с того кто указан в графе «Перевозчик», пусть даже если это мы его наняли, а не сам фактический Заказчик перевозки или писать себя перевозчиком, но если третья фирма-перевозчик что-нибудь испортит, мы возмещаем убытки, верно?».

«Суть вы неправильно уловили, — отвечает Шаляпин Андрей. — Это от непонимания, чем отличается экспедиция от перевозки, что такое ТН и прочее.

Если «грузится машина в другом городе, где с нашей стороны только водитель», то вы вообще не Экспедитор.

Экспедитор ВСЕГДА должен присутствовать на отгрузке и вручить своему Клиенту Экспедиторскую расписку.

Общая проблема как бухгалтеров, так и прочих участников- использование терминов не в тех смыслах что заложены в законах, а в бытовом, отсюда каша в голове и логические нестыковки и появление всяких мудреных схем типа перевозки перевозчиком груза самому себе.

Касаемо договора перевозки. Грузоотправитель — это не тот, кто засовывает груз в машину, на чьем складе это произошло и т.д., а тот, кто платит Перевозчику.

ТН-договор перевозки между тем, кто платит и тем, кто везет. Кому принадлежит груз, вообще не имеет никакого значения.

В общем случае экспедиция выглядит так:

1. Клиент направляет Экспедитору Поручение.

2. Экспедитор его рассматривает, согласовывает, начинает организовывать перевозку.

3. Находит Перевозчика и начинает заполнять ТН по форме приложения №4 из правил перевозки грузов автомобильным транспортом

4. Экспедитор на складе Клиента получает груз и выдает Клиенту Экспедиторскую расписку, при этом получая право распоряжаться грузом.

5. Грузит авто, завершает заключение договора перевозки-фиксируют двумя подписями в п.6 накладной место и количество передачи груза для перевозки.

При этом по этому договору перевозки именно Экспедитор будет для Перевозчика Грузоотправителем и именно Экспедитор будет платить ему деньги и именно Экспедитор должен быть указан в ТН как Грузоотправитель.

Если покупатель оплатил перевозку, то кто принимает товар у поставщика? Водителя уполномочиваете? Ну допустим, затем человек получивший товар, должен заключить договор перевозки и вверить его перевозчику, т.е. самому себе, т.е. представлять одновременно две стороны договора, а этого делать нельзя».

«Мы обычно уполномочиваем как раз водителя, — пишет Тоня. — Как же оформлять ТН, если заключается договор перевозки, но при этом всего 2 стороны?».

«1. Менять базис поставки, — отвечает Шаляпин Андрей. -

2. Доверять представителю Поставщика вверять

3. Обеспечить наличие представителя покупателя на отгрузке.

4. Перевозку заменить на экспедицию».

«1. EXW или ФСА на складе поставщика не спасут, — парирует Тоня. -

3. Несерьезно в масштабах даже одной нашей страны)

4. А если перевозчик=экспедитор (2-801-ГК)?

Доверять представителю Поставщика вверять – это хорошо, но хотела услышать другие варианты. Ведь каждый оформляет «транспортные услуги» кто во что горазд, причем

чем именитее, тем запущеннее документооборот».

«Не знаю, как сейчас, а раньше, по крайней мере, в Москве, практиковалась такая вещь как представитель нескольких компаний, как правило, одного региона, — пишет Шаляпин Андрей. — Обычно это был местный житель, у которого был набор печатей компаний, которым он оказывал услуги, он ездил по складам на каждую отгрузку, реально следил за приемкой и проставлял нужные печати».

«Да практикуется у нас все, — пишет Тоня, — но при разовой поставке никто местного жителя искать не будет, ищется местная компания-перевозчик, у которой покупатель-плательщик перевозки заказывает ТС под погрузку. И в таком случае у всех в ТН в отправителе фигурирует поставщик, ставя отметку о сдаче груза. Согласитесь, ситуация рабочая, а в международных перевозках тем более».

«Так получается, что иной раз и бесполезно искать правильно оформленные документы, поскольку редко когда их вообще заполняют правильно, — замечает Аноним. — А налоговая как на это смотрит? Им важно, чтобы был документ ТН, а как он оформлен, не так уж и важно?».

«У меня сложилось впечатление, что налоговой не так важно, как оформлена ТН, — отвечает Тоня. — Как раз им нужно неправильное оформление, т.е. обязательно видеть, что поставщик А передал покупателю Б через перевозчика В, которому Б платит деньги. Плевать они хотели на ГК, УАТ, порядок заключения договора перевозки в виде подписания ТН, им важно увидеть телодвижение товара».

«А что же мне (посреднику) делать, — недоумевает Аноним, — как просить Поставщика услуг оформить документы для меня, если в реализации мы указали себя перевозчиком?».

«В графе «Перевозчик» делать вам нечего, — отвечает Тоня, — вы можете быть агентом, экспедитором, исполнителем по договору возмездного оказания услуг, но не перевозчиком».

Фото: АвтоТрансИнфо

Клерк.Ру

09.07.2016

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!